В сети много публикаций на эту тему. Я тоже решил отметиться на этом поприще. Итак, давайте обсудим.
Для начала поймем, в чем разница между зимней и летней резиной, зачем же нужно эксплуатировать автомобиль
на резине, подходящей по сезону.
Зимние и летние шины очень сильно различаются прежде всего самим составом резины, обеспечивающим наилучшее сцепление с дорогой в зависимости от времени года.
Летние шины должны “уметь” держать высокие температуры, выдерживать резкий нагрев, динамические нагрузки, высокую скорость передвижения.
Соответственно, летняя резина, и так более жесткая, чем зимняя, с понижением температуры окружающей среды и дорожного полотна, становится еще жестче, менее эластичной, а значит – ухудшается сцепление с дорогой, автомобиль перестаёт держать траектории, намного менее эффективно тормозит. То есть – становится опасным. Как для водителя, так и для окружающих.
Как и наоборот – более мягкая зимняя резина при плюсовой температуре начинает “плыть”. Очень сильно ухудшается управляемость, увеличивается тормозной путь. Видел даже, как зимняя резина при температуре плюс 20 буквально разваливалась на куски. Хорошо хоть, никто не пострадал.
Приходим к простому выводу – пришла зима – пора “переобуваться”.
И вот тут большинство сталкивается с таким вопросом – какую резину покупать? Шипованную? А может, ну их, эти шипы?
Да, хотел сказать, что нет такой резины – “липучка”. Зимняя резина делится на шипованную и фрикционную. По основному рабочему признаку.
В соцсетях и интернет-сообществах ежегодно поднимается эта скандальная тема, где сторонники той или иной резины порой доходят до прямых оскорблений.
А если не ругаться, а взвесить все “за” и “против”?
Давайте сначала опять же рассмотрим саму зимнюю резину.
Ее состав таков, что резина остается мягкой при существенных низких температурах, обеспечивая надежный контакт с поверхностью дороги. Каким образом?
Обратите внимание на тот факт, что зимняя резина имеет большее, по сравнению с летней, количество ламелей на протекторе.
Зачем они нужны, эти ламели?
При деформации протектора вследствие контакта с дорогой – разгон, торможение, повороты – блоки ламелей деформируются, раскрываются этаким “веером”, значительно увеличивая пятно контакта, а так же количество ребер-зацепов. Получается подобие расчески. Ко всему прочему, в межламельное пространство частично уходит вода из пятна контакта, что тоже даёт большее сцепление с дорогой.
Все вышесказанное отлично описывает именно фрикционную, нешипованную резину. Сюда можно добавить еще такой момент – на фрикционной резине, как правило, боковые грани протектора более острые, чем на шипованной. Но это относится не ко всем маркам шин.
Более острая грань протектора на фрикционной резине призвана держать машину в боковом сносе, максимально сохраняя траекторию движения.
А еще – комфорт эксплуатации нешипованной шины намного выше – очень большая разница в шумности при движении по дороге.
Зачем же тогда шипы?
Шипы бывают обычные, “гражданские” и специальные, “спортивные”. Первые имеют высоту до 1,6мм и применяются на дорогах общего пользования.
Вторые – только на спортивных автомобилях во время соревнований, будь то трековые гонки или зимние этапы ралли. Спортивный шип имеет высоту от 3,5 мм и запрещен для эксплуатации на обычных дорогах общего пользования.
Шины с обычной, гражданской, ошиповкой отлично работают на плотном укатанном снегу, позволяя активно маневрировать, сохраняя траекторию, а так же эффективно тормозить.На льду, вопреки распространенному мнению, гражданский шип почти бесполезен. Почему?
Во-первых, место установки шипа на протекторе шины более твердое, имеющее другой состав резины, способный надежно зафиксировать шип в протекторе. Соответственно, эта часть протектора не будет работать так же эффективно, как его другие части, с ламельными блоками.
Во-вторых, на льду колесо скользит из-за того, что при трении (пробуксовке, скольжении) между протектором и льдом создается подушка из талой воды, вызванной все тем же трением. И тут опять пятно контакта шины, которое у шипованного колеса чуть меньше за счет того, что шип чуть приподнимет часть протектора над поверхностью, работает хуже, чем на фрикционной шине.
Зачем же их тогда придумали, эти шипованные шины? Как раз для укатанного снега, где они несравнимо эффективнее нешипованных собратьев.
Есть еще такой момент – эффективность тех и других шин зависит еще и от погодной температуры. Точка “одинаковости” – минус 15 градусов. Ниже – шипованная резина начинает работать хуже, дубея на морозе, тогда как фрикционная резина наоборот, лучше цепляется даже за ставший шершавым лед. И наоборот, чем выше температура, тем мягче лед, тем эффективнее шипы вгрызаются в покрытие.
И наконец, самое опасное в шипованной шине – это эксплуатация по асфальту. За счет отличного скольжения металла по камню торможение и удержание в траектории автомобиля на шипованной резине в разы хуже. Напомню, что ABS, которая присутствует почти в каждом современном автомобиле – не для торможения. А для эффективного маневрирования с максимальным замедлением. Но, работа ассистентов активной безопасности – это тема для отдельной беседы.
Подведем итог:
И та, и другая резина имеют право на существование.
Шипованная резина больше подойдет тем, кто эксплуатирует свой автомобиль в большей части за городом, по дорогам с несильным трафиком, где дорожники максимум посыпят песком проезжую часть. В этих условиях шипованная резина будет идеальна.
Для фрикционной резины больше подойдет эксплуатация в условиях города, когда на дорогах часто даже не лед, а этакая снежно-водяная каша, а иногда и вовсе реагент.
Выбирайте на свой автомобиль резину с умом, а не по параметру “красивый протектор” или “а мне Василий в гараже сказал”. На рынке сейчас великое множество разных брендов и моделей. И необязательно дорогая резина – самая лучшая именно для Вас.
Кстати, я уже 7 лет, передвигаясь только на полноприводных автомобилях, использую Bridgestone Blizzak DM-V2
И ни разу за это время не поскользнулся, не испытал дискомфорта. И гораздо тише, чем на шипах.
Всем ровных дорог и новых горизонтов!