Кранец – такая резиновая штука, которая смягчает удары в борт при швартовке. Зачастую роль кранца выполняла покрышка от грузовика.
На шлюпках были попроще – почти велосипедные или плетёные верёвочные. Потому что в те времена разжиться для корабля нормальным резиновым бочкообразным кранцем не представлялось возможным.

А теперь сама история.
Подходим мы как-то к одному из шлюзов канала им. Москвы. Уж не помню, к какому именно.
Поход только начался, все полны сил и задора.
И надо же было такому случиться, что капитан дал «порулить» кораблем в шлюзах боцману, Глебычу. Я о нем рассказывал ниже.
Небольшое техническое отступление, иначе непонятно будет.
Корабль (бывший морской охотник проекта 122 бис) имел три ходовых дизеля, жестко связанных валом с винтами.
Дизеля реверсивные, по 1100 лошадей каждый. Если кому-то интересно – это Дальдизель модель 3Д6с (8ЧРН30/38).
Максимальный ход – порядка 40 узлов.
Ну и вот, в шлюзы мы заходили так – средняя «машина» отрабатывает «самый малый» вперёд, две бортовые – в готовности крутить винты назад. Типа тормоз такой.
А тут «у руля» Глебыч. И телеграфом он командует (ниже картинка аналогичного телеграфа) – три машины самый полный вперёд!

А, надо сказать, кораблик при таком старте эффектно задирал нос и далеко за корму выплевывал мощный бурун.
Ну и вот так красиво мы залетаем в шлюз.
Я в это время был в машинном отделении. Вот это вот «самый полный» смутило, конечно, но им там наверху, на мостике, виднее.
Смотрю в иллюминатор на как-то слишком быстро мелькающие швартовые поплавки на стенах шлюза.
И своей смене говорю, мол, держитесь-ка крепче за что-нибудь.
Тут телеграфом нам с мостика истерично отрабатывают – «самый полный назад» три машины.
А быстро-то не получается, вода на винты давит, пока остановишь, пока реверс перекинешь…
Мы-то успели «полный назад», но все равно, удар был страшенный, я тогда подумал, что все, нет больше этого шлюза.
А наверху творилось вот что.
Капитан, отлучившийся с мостика (ну простейший же манёвр – зайти в шлюз, встать у указанных поплавков, ошвартоваться и все, медленно опускайся вниз), при возросшей на «три машины самый полный» вибрации корпуса влетает на мостик, отпихивает Глебыча от штурвала, орет по громкой связи «кранец на нос!!!» и даёт нам в машину «три машины самый полный назад».
И тут курсант-первогодок из швартовой команды стартует с плетёным шлюпочным кранцем на бак в надежде вывалить его на носу на привальный брус.
Хорошо, что его успели поймать.
Ворота мы не вынесли, хоть кораблик у нас водоизмещением в 325 тонн. Не много, но и не мало.
Так остаток лета и ходили с мятым носом. И потом зимой его переваривали.
Но вот это «кранец на нос» было в ходу потом у всей базы ))